Учёные НИУ «БелГУ» выявили комбинацию генов, определяющих развитие гипертонии

Исследователи Белгородского госуниверситета первыми в мире создали методику прогнозирования риска развития эссенциальной гипертензии.

Учёные из Белгородского государственного университета получили патент на изобретение в области медицинской диагностики за предложенный способ прогнозирования риска развития эссенциальной гипертензии на генном уровне.

Эссенциальная артериальная гипертензия – одно из самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний, которое может привести к развитию инфаркта миокарда, ишемической болезни сердца, сердечной недостаточности, инсультов и др.

Группа исследователей под руководством доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой медико-биологических дисциплин Медицинского института НИУ «БелГУ» Михаила Чурносова выявила комбинацию генов матриксных металлопротеинах, наличие которых у человека свидетельствует о высоком риске развития гипертонической болезни.

«Мы изучаем роль генетических факторов в возникновении заболеваний человека, в том числе часто встречающихся. Одним из таких заболеваний является гипертоническая болезнь. Здесь мы использовали гены матриксных металлопротеиназ с целью оценки их роли в формировании заболевания и использования их в прогнозировании рисков течения заболевания, развития осложнений. Гипертония, может быть не столько опасна сама, как осложнения – инсульты, инфаркты. А это ведь проблема очень серьёзная. И здесь генетический подход к оценке как риска развития заболеваний, так и осложнений, помогут выявить группу риска и уже, работая именно в этой группе, предупредить эти неблагоприятные последствия, – отметил профессор. – Белгородские учёные получили эти данные впервые в мире. Это позволило нам предложить данный способ прогнозирования рисков, и мы его зарегистрировали в виде патента».

Предложенный способ был опробован при проведении исследований более чем у 1500 человек, из них чуть более 1000 – пациенты с гипертонией, порядка 500 – контрольная группа.

«Все клинические и клинико-лабораторные исследования проводились на базе неврологического и кардиологического отделений Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа. Представители каждой из исследуемых групп были сопоставимы по полу и возрасту. При этом они не являлись родственниками. Полученные результаты показали, что применение данного способа позволит на доклиническом этапе формировать среди пациентов группы риска и своевременно реализовывать в этих группах необходимые лечебно-профилактические мероприятия по предупреждению развития эссенциальной гипертензии», – заключил профессор.

Широкая распространенность гипертонии, высокий уровень смертности, а также наличие серьёзных осложнений при данном заболевании, причём зачастую в достаточно молодом возрасте, требуют от медицинского сообщества уделять больше внимания вопросам прогнозирования и профилактики. Как раз предложенный белгородскими учёными способ исследования позволит определять наличие предрасположенности развития гипертонии у пациентов и работать над профилактикой.

«Здесь все стадии хороши. И врачи должны активно использовать молекулярые генетические технологии в своей практической деятельности – направлять пациентов на исследования, понимая, что получат информацию, важную для оптимизации лечения. И сами пациенты, если у них есть факторы риска развития какого-либо заболевания, – все мы знаем, чем у нас болеют мамы, папы, бабушки, дедушки, – а, соответственно, и гены, предрасполагающие к этому заболеванию, могут быть у данного человека, должны серьёзно заниматься своим здоровьем до этапа, когда заболевание уже проявит себя. Ведь легче и лучше предупредить развитее заболевания, нежели потом заниматься его лечением. Всё это приведёт к одному результату – улучшит оказание диагностической и медицинской помощи населению», – подчеркнул профессор Чурносов.

Справка:

Михаил Иванович Чурносов является известным учёным в области генетики человека и медицинской генетики. Его научный интерес – изучение молекулярно-генетических основ часто встречающихся заболеваний человека. Под руководством проф. М.И. Чурносова защищены 2 докторские и 37 кандидатских. Он является автором более 500 научных и учебно-методических работ (в т.ч. более 100 работ в журналах из международных баз WoS, Scopus), 63 патентов на изобретения и ноу-хау, 12 монографий, 29 учебно-методических пособий. М.И. Чурносов является председателем диссертационного совета Д999.068.03 при НИУ «БелГУ» по специальности 03.02.07 – генетика (медицинские и биологические науки), членом редколлегии рецензируемых научных журналов International journal of medical biology (Англия), «Институт Стоматологии» (Санкт-Петербург) «Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация». Научные работы М.И. Чурносова имеют фундаментальный характер и важную практическую направленность. Под его руководством современные генетические технологии активно внедряются в практическую медицину Белгородской области. С 2002 г впервые в области на базе лаборатории «Молекулярной генетики человека», возглавляемой М.И. Чурносовым, проводится молекулярно-генетическая диагностика перинатальных инфекций, наследственных тромбофилий, наследственных форм рака молочной железы и яичников.