Химическая броня
Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие.
М.В. Ломоносов, «Слово о пользе Химии в публичном собрании Императорской Академии Наук», 1751 г.
М.В. Ломоносов, «Слово о пользе Химии в публичном собрании Императорской Академии Наук», 1751 г.
Основой военной мощи любого государства является высокий научно-технический прогресс, который во многом определяется развитием химической науки и промышленности. В год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне уместно сказать об одной, но очень важной роли химии – в укреплении обороноспособности страны. Химики внесли свой вклад в Великую Победу.
Развитие химической науки в 30-е годы создало основы для интенсивного производства высокопрочной брони для военной техники, сплавов на основе алюминия для самолетов, взрывчатых веществ, горюче-смазочных и других материалов. Физико-химические исследования инженера П.П. Федотьева позволили перед самой войной создать в СССР мощную алюминиевую промышленность. Первый в СССР Волховский алюминиевый завод вступил в строй в 1932 году, а уже к 1935 году наша страна по объёму производства алюминия заняла третье место в мире. На основе алюминия было получено несколько сплавов, которые стали применяться в военной технике. Добавка к алюминию меди, магния и некоторых других элементов позволила превратить мягкий и пластичный алюминий в сплав дуралюминий, равный по прочности стали, но в три раза легче её. Эти качества дали возможность широко применять дуралюминий в авиации, особенно при конструировании и производстве бомбардировщиков ТБ-3, ПЕ-2, ИЛ-4. Другой сплав – силумин, полученный на основе алюминия с добавкой кремния, а также меди и магния, обладал прекрасными литейными свойствами и применялся во время войны в авиационном и автомобильном моторостроении. Гидроналий (сплав алюминия с магнием) оказался коррозионно устойчивым в минерализованной (богатой солями) морской воде и поэтому нашёл применение на флоте.
Кристаллохимия явилась теоретической основой выплавки и обработки ударопрочной стали для танкостроения. Живучесть танков и самоходных артиллерийских установок (САУ) определялась крепостью брони. Другим, не менее важным фактором, была огневая мощь, которая зависела от химического состава применяемых взрывчатых веществ. Так, химики внесли свою лепту в наши танковые победы, в том числе и на Белгородчине, под Прохоровкой.
Перед войной и особенно во время войны химические заводы выпускали различные взрывчатые вещества (тринитротротил, нитроцеллюлозу), а также инициаторы для капсулей-детонаторов.
А знаменитые на весь мир реактивные системы залпового огня «катюши», разработку которых заказали военные химики! В боеголовках использовалась взрывчатка. Впервые «катюши» применили 14 июля 1941 года по захваченной железнодорожной станции города Орша. Всю войну установки были секретными, при угрозе захвата командир был обязан уничтожить её.
В 1942-43 гг. Гитлер рвался к бакинскому месторождению нефти (битва за Кавказ), так как фашистская Германия испытывала нехватку горюче-смазочных материалов, танки останавливались. В Нашей армии тоже было недостаточно бензина, получаемого при прямой гонке нефти. Поэтому на основе ранее выполненных фундаментальных химических исследований русских учёных Н.Д. Зелинского, Б.А. Казанского, А.Ф. Платэ были значительно модернизированы и расширены мощности по крекингу нефтепродуктов – мазута и солярки, что позволило получать дополнительное количество бензина. Кстати, основные направления химизма крекинга были предсказаны ещё Д.И. Менделеевым, а в 1890 году русским инженером, нашим земляком (уроженцем Грайворона) В.Г. Шуховым была разработана технология и аппаратурное оформление данного процесса.
В 1932 году на основе работ научной школы академика С.В. Лебедева в Воронеже был пущен первый в мире завод по производству синтетического каучука. Дальнейшее развитие его производства позволило во время войны полностью обеспечить шинами, электроизоляционными материалами и другими резинотехническими изделиями авиацию, автотранспорт, электротехническую промышленность. Работы учёных-химиков Г.С. Петрова, Н.Н. Семенова, С.С. Медведева, В.А. Каргина создали научную базу для развития производства полимерных материалов и пластмасс на их основе. Неоценимую услугу нашим летчикам оказал полиметилметакрилат – высокопрочное небьющееся органическое стекло. Остекленная им кабина летчика позволяла вести круговой обзор за воздушной обстановкой и принимать тактические решения. Пропитка листов древесного шпона резольной фенолформальдегидной смолой с последующим прессованием при высоком давлении дала возможность получить древесно-слоистый пластик, прочность которого приближалась к прочности стали. Пластик применялся как конструкционный материал при производстве легкомоторных самолетов.
Отмечая 70-летие Великой Победы, понимаем, как трудно она достигалась, какие жертвы и лишения испытал наш народ. И потребовалось не только мужество нашей доблестной армии, но и знания, развитие науки для её технического вооружения. Но, несомненно, гораздо лучше эти знания и научные достижения применять в мирных целях.
Владимир Перистый,
профессор кафедры общей химии,
Лидия Перистая,
доцент кафедры общей химии
профессор кафедры общей химии,
Лидия Перистая,
доцент кафедры общей химии
Распечатать
04.06.2015 14:38:00